Цыганские

Цыгане – кочевой народ и поэтому, кочуя из страны в страну, с континента на континент, они в каждом городке, в каждом селе вбирали, впитывали как губка самые интересные моменты танцев народов мира, синтезируя свой, ни на чей не похожий стиль.

Трудности жизни кочевого народа не мешали развитию танцевальной культуры. Главные инструменты цыганского народа – гитара и скрипка, именно под их аккомпанемент и исполняются танцы цыган. Как правило, мужчина исполняет музыкальную композицию, а женщина танцует. Основные элементы танца – широкие тряски плечами с яркими прогибами назад и по кругу, тряски бедрами, обратные и прямые восьмерки бедрами.

Танец русских цыган

Особенностью этого танца является композиция (которая в таборной манере может отсутствовать): постепенное нарастание темпа, от медленного в начале до очень быстрого, энергичного в конце. Особое внимание уделяется сложной игре ног.

В мужском танце характерное движение — быстрое, ритмичное обхлопывание себя. В женском — грациозные, выразительные движения рук, бой плечами.

Цыганская венгерка также является танцем русских цыган, но более молодым. Он основывается на чечётке.

Парный танец балканских цыган неконтактен, он танцуется на заметном расстоянии партнёров друг от друга. Во время танца они несколько раз меняются местами, словно проходя по окружности лицом друг к другу. У румынских цыган женщина может во время танца провернуться на месте кругом. Из движений используются игра ног, чечётка, щёлканье пальцами при определённых положениях рук, у мужчин — «хлопушки», у женщин может добавляться небольшое потряхивание бёдрами.

Цыганский танец живота для заработка традиционно исполняют цыгане-рома (на Балканах и в Турции) и цыгане-дом. По мнению очевидцев, их танцы проще и несколько резче обычных восточных танцев и основаны на не слишком сложном и разнообразном потряхивании бёдрами.

Имея, в том числе, мавританские и еврейские корни, фламенко долгое время считалось сугубо цыганским искусством. Исполнитель танца фламенко называется байлаор. Фламенко является, прежде всего, профессиональным цыганским искусством и потому существует преимущественно в сценической и уличной форме. Среди знаменитых исполнителей цыганского фламенко — Хоакин Кортес.

Танец польских цыган

В мужском танце, быстром, маневрен­ном, стремительном, танцор отбивает ритм каблу­ками, сопровождая ударами ладоней о бедра, голени и подошвы. Танец женщины менее угловат, мягче, бо­лее плавный. Танцовщица дробит ногами почти на месте, незначительно подвигаясь вперед и в сторону, стан остается в вертикальном положении, а подвиж­ны, собственно, лишь плечи, руки, ладони, воздевае­мые над головой, симметрично опускаемые, склады­ваемые вместе и разрываемые выбрасыванием вперед.

Танец цыган-мадьяр отличается экспрессивной, богатой движениями мужской партией и скудной, маловыразительной женской. Мужской танец состоит из игры ног, хлопков по ногам, прищёлкивания пальцами.

Хора, ора — танец цыган балканских групп, заимствованный у окружающих народов. Может быть как в виде простого хоровода, отличающегося однополостью участников, так и с разными вариациями. В любом случае, танцуют, как правило, только девушки и женщины, иногда — только юноши и мужчины.